суббота, 3 октября 2015 г.

3 октября – 120 лет со дня рождения Сергея Есенина

"Есенин был живым, бъющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом,моцартовской стихиею". (Пастернак)
Сергей Есенин ещё при жизни стал мифом. "Русского принца поэтов" признали миллионы читателей России 20-ых годов. А спустя 25 лет после его смерти "удивительным" и неопровержимым" стал факт: любовь к поэту Есенину свойственна и шестнадцатилетней "невесте Есенина", комсомолке, и пятидесятилетнему, сохранившему стопроцентную непримиримость "белогвардейцу". Пытаясь раскрыть феномен поэта, писатель Юрий Мамлеев в конце 80-ых годов заметил: "Пожалуй только два творца в русской литературе - Есенин и Достоевский - достигли того предела, который сводил с ума некоторых читателей".
По меткому замечанию Ю.Тынянова, сделанному ещё в 1924 году, читатель относился к его стихам "как к документам, как к письму, полученному по почте от Есенина". Сразу после смерти Есенина нездоровый ажиотаж вокруг его имени был подогрет "заупокойным ломом" стихов, статей, воспоминаний в духе брошюр А.Крученых "Хулиган Есенин", "Чёрная тайна Есенина" и некоторых других изданий. Под флагом борьбы с есенинщиной имя замечательного лирика было надолго вычеркнуто из истории русской литературы.  И лишь во второй половине  50-х годов после долгого молчания на родине Есенина наконец появились книги поэта и работы о нём. 3 октября (21 сентября) 2015 года вечно юному гению русской поэзии исполнилось бы 120 лет. "В биографии Есенина, как и в его поэтической судьбе, - писал поэт Рубцов, - действительно много необычного, похожего на легенду". "Последний Лель", "Вербный отрок", "Белый ландыш", "Цветок лазоревый" - такими определениями пестрели литературные статьи и заметки о рязанском самородке, появившемся перед Петербургской публикой. Есенин - поэт не только необычайной судьбы и особого воздействия на русских читателей, но и неповторимого дара. В отличие от своих талантливейших современников, и прежде всего В. Маяковского, выступавшими активными реформаторами классического искусства, гений русской литературы обращался к истокам русской мифологии и традициям классики. Оставаясь самобытным, он органично сочетал самые разные уровни русского сознания и художественного опыта, был близок к исканиям символистов и романтиков. Внешне простая и доступная есенинская поэзия - явление сложное и загадочное. Есенинский миф - уникальный диалог его собственной жизни и стихов, в котором главное место отводилось поэзии. Создаваемому образу подчинялось всё. Сменой театральных масок, очередным переодеванием был отмечен каждый период биографии поэта: рязанский крестьянин Есенин переодевается в Москве в пиджак и синюю косоворотку. Сложившийся как поэт ещё в московский период жизни, в Петербурге, куда приехал 9 марта 1905 года, он впервые как бы посмотрел на себя со стороны. В костюме крестьянского пастушка Леля вышел на гигантскую сцену жизни и проявил себя как "человек искусства", высокоодарённая поэтическая натура. Известные "костюмные странности" Есенина и связанные с ними легенды о деревенском Леле, цилиндре и лакированных башмаках стали символом его связи с крестьянской Россией и уходом в мировую славу. Жизнь Есенина превращалась в легенду. Костюмами подчёркивались и поступками "проигрывались" ключевые сюжеты и эпизоды собственных произведений. "Волшебная странность" судьбы и поэзии Есенина скрывает немало неразгаданных тайн. В стихах Есенина всё естественно и просто, как растёт трава, как течёт река, как наступает рассвет, и в то же время таинственно и загадочно. Подсчитано, что в его поэзии свыше 30 наименований птиц, более 20 пород деревьев и около 20 видов цветов. И этот реальный конкретный мир становится "царством космических тайн", который поэт создаёт из земных вещей и явлений. Что означают слова из поэмы "Пугачёв" (1921г): "Прыгают кошками жёлтыми казацкие головы с плеч"? И почему Есенин сравнивает Тамбовцева - одного из действующих лиц этой поэмы - с белым коршуном, ведь такой породы птиц нет в природе? А какой смысл вложил поэт в эти самые простые и грустные строки, написанные им в 19 лет? 
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть. 
Уже много десятков лет учёные разгадывают природу "таинственного незнакомца"  из поэмы "Чёрный человек". А сколько различных толкований дано самой загадочной, десятой строке этой поэмы? 
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь
. 
Немало споров вызывал вопрос об отношении Есенина к революции. Сам поэт в автобиографических заметках "О себе"(1925г) писал: "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном". Правда годом ранее он же выразился более сдержано: "Первый год революции встретил сочуственно, но больше стихийно, чем сознательно". В то же время в поэме "Страна негодяев", датированной Есениным 1921 - 1923 годом, есть и такие слова, вложенные в уста Номаха: 
Пустая забава! 
Одни разговоры! 
Ну что же?
Ну что же мы взяли взамен?
Пришли те же жулики, те же воры 
И вместе с революцией
Всех взяли в плен
... 
Эти семь строк из корректуры подготовленного поэтом Собрания стихотворений, были изъяты после его смерти в начале 1926 года. 
За внешней бравадой и удалью хулигана у Есенина скрывалась тоска и грусть об "уходящем, милом, родном", протест против обманувшего "сурового Октября" и бездуховности усилился у Есенина в цикле "Москва кабацкая", который он начал писать во время зарубежной поездки со своей женой, знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан. Книга под этим названием вышла в свет в 1924 году. Отчаянный бунт "московского озорного гуляки" против "ненужности" души, из которой растут слова самых нежных и кротких песен, завершала лирическая эллегия "Не жалею, не зову, не плачу" 
В 1924 - 1925 годах на смену бурным страстям "Москвы кабацкой" в поэзию Есенина входит "иная жизнь, иной напев". Герой снимает маску скандалиста и обнаруживает свою истинную суть - мудрого философа. Герой только внешне выглядит прохожим "праздным" соглядатаем. Его сердце постоянно мучают вопросы, на которые он пытается дать ответы, принимая различные позиции и точки зрения. "Русь уходящая", "Русь бесприютная" и "Русь советская" равноправно предстают в поэзии Есенина, и вопрос : "Куда несёт нас рок событий" - получает различные ответы в словах многочисленного "персонала" его стихов и поэм: "Песне о великом походе", "Поэме о 36" и "Анне Снегиной". Есенин стоял на гребне великого исторического революционного перевала. Он был сыном своей эпохи, вобравшим в себя все её успехи и падения. Но не менее важно то, что главным качеством его поэзии была русскость, выражавшая его душу, Есенин, так же как и Пушкин, был "живым средоточием русского духа, его истории, его путей, его проблем, его здоровых сил и больных узлов". Нередко Есенина относили к деревенским, крестьянским поэтам. Но с годами становилось всё яснее, что такое представление о нём покоится на недоразумении. Есенин  - великий русский национальный поэт. Его неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Даже "Персидские мотивы", по словам А. Воронского, "пахнут больше васильками, рожью и полем, чем Востоком".

http://detbibl.ucoz.com/news/kudrjavyj_genij_russkoj_poehzii_k_120_letiju_so_dnja_rozhdenija_sergeja_esenina/2015-05-18-108

Комментариев нет:

Отправить комментарий